Тестируем «15”шиповки» к зиме 2018-2019

Тест-рейтинг шипованных зимних шин сезона 2018-2019 года. Обзор лучших новинок шипованной резины для легковых автомобилей.

При приближении зимнего времени года, многих автовладельцев начинают посещать мысли – какую же выбрать резину для своего «железного коня»? При том, что в последнее время мировой шинный рынок активно «заполоняют» восточные производители, навязывая серьезную конкуренцию западным… И вот тут возникает дилемма – предпочесть «волю к победе и доступную цену» первых, либо «опыт и новейшие технологии» вторых?

Чем отличаются друг от друга покрышки с Востока и Запада, какие они имеют сильные и слабые стороны, на что российскому покупателю стоит обратить особое внимание? Эти вопросы волнуют многих автолюбителей, и доподлинно ответить на них можно только после полноценных тестов, проведенных в условиях, близких к боевым…

Для этой цели и были собраны вместе двенадцать комплектов зимних шипованных шин (по шесть от восточных и западных компаний) одной из самой востребованной размерности – 195/65 R15, которая подходит практически для всех небольших и недорогих автомобилей.

тесты зимних шипованных шин и рейтинг лучших к сезону 2018-2019 года

Отстаивать честь Востока выпала следующим моделям покрышек:

  • Bridgestone Blizzak Spike-02 – новинка сезона, самый дорогой вариант в восточной команде, но все же более доступный, чем европейские гранды;
  • Hankook Winter i*Pike RS 2 – еще одна новинка, обладающая обновленным рисунком протектора и увеличенным количеством шипов;
  • Toyo Observe Ice-Freezer – также свежая модель, доступная в 16 типоразмерах (от 14 до 19 дюймов), резиновая смесь которой включает в себя диоксид кремния и микрочастицы скорлупы грецкого ореха (улучшают соответственно эластичность на морозе и сцепные свойства на льду);
  • Firestone Ice Cruiser 7 – покрышки с японскими корнями, но в настоящий момент выпускаемые в России;
  • Nitto Therma Spike – очередной представитель страны Восходящего Солнца, уже успевший заслужить репутацию недорогих шин со скромными характеристиками;
  • GT Radial IcePro 3 – новинка сезона, созданная в центре исследования и разработок в Ганновере, но производимая международной компания из Сингапура.

Западную команду сформировали уже «бывалые» покрышки, но крайне серьезные, которые практически ежегодно подвергаются модернизации:

  • Nokian Hakkapeliitta 9 – самая дорогая модель на российском рынке, которая является единственной в мире с шипами двух разных типов;
  • Continental IceContact 2 – еще одни «неповторимые» в своем роде покрышки , а все благодаря вклеенным в протектор «гвоздикам»;
  • Goodyear UltraGrip Ice Arctic и Pirelli Ice Zero – являются более «бюджетным» вариантом и, уже неоднократно, хорошо показывали себя в различных испытаниях
  • Continental Gislaved Nord*Frost 200 и Nokian Nordman 7 – замыкают состав западной «сборной», являясь прямыми конкурентами и представителями «второго эшелона» в рядах своих компаний.

Тесты покрышек проводились на Скандинавском полуострове в середине января, когда на улице стояла наиболее оптимальная погода – от –7 до –14 градусов по Цельсию… Ну а их носителем выступил популярный хэтчбек компактного класса (причем с полностью отключаемой системой стабилизации, при помощи специальной программы), который елозил по льду под пристальным присмотром не только экспертов, но и современной аппаратуры.

испытание на льду

Первыми испытаниями, которым подверглись все подопытные, стали – разгон и торможение на льду, причем заезды на каждом комплекте шин повторялись по восемь-десять раз (с целью достижения наиболее точного результата). В данной дисциплине на автомобиле были активированы и антиблокировочная, и противобуксовочная системы.

Стоит отметить, что замеры на разных покрытиях производятся со своим «верхним» скоростным лимитом, отражающим максимальное значение скорости при ускорении и начальное – при торможении. На льду данная величина не превышает 20 км/ч, а на снегу – 40 км/ч.

В первом же упражнении не обошлось без сюрпризов – покрышки Hankook «уделали» всех, в том числе и традиционных лидеров. На них автомобиль разгоняется и тормозит на ледовом покрытии даже лучше, чем на Continental и Nokian: время разгона с 0 до 20 км/ч составило всего 4.1 секунды, а тормозной путь с 20 до 5 км/ч (дабы избежать вмешательства ABS) уложился в 6.6 метра. Дольше всего хэтчбек ускорялся на шинах Gislaved – 5.9 секунды (GT Radial и Firestone выиграли у них всего 0.1 секунды), а замедлялся хуже всего на покрышках GT Radial – 8.7 метра.

При разгоне на снегу лучше других проявили себя шины Continental – на них автомобиль с нуля набрал 40 км/ч за 5.9 секунды, обойдя «серебряного призера» в лице Hankook всего на 0.1 секунды. Явными аутсайдерами же здесь оказались GT Radial.
В торможении на снежном покрытии вперед вновь вырвались Hankook, замедлившись с 40 до 5 км/ч всего за 16.9 метра. Вторую строчку на «пьедестале почета» заняли Gislaved – 17.2 метра. Ну а наиболее низкие результаты продемонстрировали Firestone и GT Radial – 19.1 и 19 метров соответственно.

Заключительным ледовым упражнением стало прохождение круга на время, характеризующее поперечное сцепление. Здесь пальма первенства досталась Continental – на которых автомобиль преодолел трассу за рекордные 15.6 секунды. Ближайшие преследователи – Nokian, Hankook и Gislaved – отстали от «золотого медалиста» на 0.5 секунды, в то время как Bridgestone понадобилось аж 18 секунд (и это – худший результат).

управляемость на снегу

Следующий цикл испытаний – оценка управляемости на снегу и льду, проводимая в двух режимах езды по тестовой трассе с поворотами различных радиусов, прямиками, а также подъемами и спусками. Первый – на быстрой скорости, притормаживая в поворотах при начальной фазе скольжения, а второй – для любителей поскользить: перед виражами скорость остается практически неизменной, что позволяет проходить их боком. Важный момент – электроника в данном случае отключается, для более точной оценки поведения автомобиля на разных шинах.

В обычном режиме хэтчбек особенно порадовал своим поведением на покрышках Nokian и Pirelli – в данном случае были отмечены четкие реакции машины на движения рулем, и практически полностью отсутствовали поводы для замечаний. Немногим хуже проявили себя шины Continental, Nordman и Hankook: у первых возникали небольшие задержки в реакциях и недостаточная информативность рулевого управления при повороте руля на углы свыше 90 градусов, но при уменьшении углов реакции и информативность становились лучше, в то время как у вторых и третьих – все с точностью наоборот.
Ну а наибольшее количество проблем в этом упражнении набралось у «шиповок» Firestone – на них водителю было сложно задать точную траекторию движения, да и поведение у автомобиля отличалось нестабильностью.

Что касается активного режима вождения, то здесь почти половина подопытных продемонстрировала ухудшение информативности рулевого управления при переходе в скольжение и небольшие задержки в реакциях… Но все же стабильнее других оказались шины Nokian, которым лишь немного уступили Gislaved, Nordman и Toyo – все они в целом отличились хорошей реакцией в глубоких заносах.
В арьергарде в очередной раз «плелись» Firestone – на них автомобиль при активной езде вел себя крайне нестабильно и постоянно требовал корректировки курса рулем и педалью газа. Кроме того, не с лучшей стороны проявили себя также Bridgestone и Pirelli – в обоих случаях машина показала ухудшение информативности и реакций.

После ледовой трассы настал черед снежной, причем не менее интересной – расположенной под наклоном: она позволяла в одну сторону двигаться с недогруженными передними колесами, инициирующими снос, а в другую – с разгруженными задними, провоцирующими занос.

И здесь наивысших экспертных оценок заслужили шины Nokian, позволяющие без проблем управлять автомобилем в любых режимах. Небольшие замечания достались Continental, Hankook, Gislaved и Nordman, в то время как на покрышках GT Radial используемый хэтчбек слишком рано уходил в заносы и плохо реагировал на движения рулевого колеса.
Хуже всех в очередной раз проявили себя «шиповки» Firestone – они не дают водителю расслабиться ни на секунды даже при активированной системе стабилизации, не говоря уже про ее выключенное состояние. На них машина скользит крайне продолжительное время, а в заносы срывается непредсказуемо.

курсовая устойчивость

Следующее испытание – оценка курсовой устойчивости и поведения автомобиля при мягком перестроении на снежном покрытии. Проводилось оно на большом прямоугольном участке, разделенном на два независимых узких и длинных прямика, которые позволяют без затруднений набирать скорость в 100 км/ч. Вдобавок к этому, их ширины хватает для проверки управляемости при выполнении переставки.

Ожидаемо на покрышках Firestone автомобиль заработал самые низкие баллы за курсовую устойчивость на снегу – при попытке плавного перестроения или объезда препятствия возникает резкий занос, а при скольжении в сторону отсутствует возможность корректировки траектории. Более того, на этих шинах хэтчбек один раз крутануло так, что он выскочил на соседнюю полосу, попутно пробив разделительный бруствер из снега. Другие же «шиповки» проявили себя куда лучше, а лидерами среди них оказались Nokian и Pirelli.

Смена полосы (или по-другому – переставка) – маневр, проделываемый российскими водителями ежедневно и многократно. При ее выполнении происходит оценка того, как автомобиль проявляет себя при резких поворотах руля и насколько предсказуемо себя ведет. Наивысших баллов от экспертов в данном упражнении удостоились покрышки Nokian – на них машина уходит лишь в небольшой и хорошо контролируемый мягкий занос на предельной скорости, который требует только легкой корректировки для удержания выбранной траектории.
Явным же аутсайдерами и в этом случае стали Firestone: они вообще не приспособлены для опасных маневров, а практически при любых движениях рулем автомобиль срывается в неуправляемый занос. Более того, даже при плавной работе «баранкой» задние колеса не успевают зацепиться за снег, срываясь в долгое боковое скольжение.

проходимость в глубоком снегу

Один из важных критериев для российских автовладельцев – проходимость по глубокому рыхлому снегу, который актуален не только в глубинках, но и в крупных городах. Причем в данном случае оценке подвергается не только способность самих покрышек грести по снежной пелене, но и насколько легко на них это дается водителю, не имеющему специальных навыков внедорожной езды.

В глубоком снегу всех обставили шины Goodyear, гребущие в любом направлении даже при легком нажатии на педаль газа. Немного уступили лидеру – Nokian, Continental и Nordman, в то время как хуже всего с проходимостью дела обстояли у GT Radial (на этих шинах автомобиль неуверенно трогался с места как передним, так и задним ходом).

Подводя промежуточные итоги снежно-ледовых тестов, можно с уверенностью назвать «снежно-ледового» победителя – это восточные шины Hankook Winter i*Pike RS 2, которые в зимних дисциплинах не просто оставили позади всех своих земляков, но и «побили» таких грандов, как Continental и Nokian (они расположились на второй и третьей ступени «пьедестала почета» соответственно).

Четвертая строчка досталась покрышкам Pirelli, за ними расположились Nordman и Goodyear, а седьмую позицию застолбили за собой Gislaved. И только потом друг за другом сосредоточились остальные представители Востока: Bridgestone, Toyo, Nitto, Firestone и GT Radial (у последних – откровенно слабые результаты).

Но на этом испытания не завершились, поскольку настал черед асфальтовых упражнений, которые проводились уже на одном из российских скоростных полигонов в середине апреля (когда уже полностью сошел снег) в безветренную погоду. И в первую очередь «шиповки» подверглись тестам на экономичность, которым сопутствовала оценка курсовой устойчивости и комфортности.

Начало асфальтовым испытаниям положил прогревочный десятикилометровый круг, который проходился на скорости 130 км/ч (это максимум, разрешенный на дорогах России). При этом сами замеры осуществлялись на двухкилометровом прямике скоростной дороги.

В безветренную погоду все испытуемые в плане экономичности продемонстрировали примерно равные результаты с отклонением не более 0.1%, что меньше общепринятых в шинных тестах двух процентов в двадцать раз. Но все же наименее «прожорливыми» оказались шины Nokian – «обутая» в них машина удостоилась лучших показателей и на городской, и на загородной скоростях.

Что касается курсовой устойчивости, то здесь автомобиль отличился лучшим держаком на покрышках Gislaved и Pirelli, порадовав четкими реакциями (практически как у летних шин). А вот представители восточной команды в данном случае явно спасовали: на «шиповках» Bridgestone хэтч отметился тяжелым, вязким и неинформативным рулем, а на Nitto и Firestone – низкой информативностью в околонулевой зоне.

Оценка комфортности осуществлялась уже не на скоростной прямой, а на второстепенных дорогах полигона – с ямами, швами и вспученными трещинами, часто встречающимися на российских просторах.

И в данном случае приятно удивили покрышки GT Radial, которые вместе с Hankook и Nokian оказались тише других, в то время как самыми «крикливыми» стали Firestone.

По плавности хода лидерство вновь досталось GT Radial и Hankook, однако на этот раз к ним примкнули Nitto. Аутсайдер же не изменился – «шиповки» Firestone передают все неровности дорожного полотна не только на пол кузова, но и на водительское сиденье.

Завершающее испытание – торможение на сухом и мокром асфальте. Для более точных результатов торможение на каждом комплекте покрышек производилось по три-четыре раза, да еще и по дорожкам, предварительно зачищенным десятком торможений на незачетных шинах. По сухому покрытию данное упражнение осуществлялось с 80 км/ч, а на мокром – с 60 км/ч, причем в обоих случаях – до 5 км/ч (в дальнейшем ABS может допустить кратковременную блокировку колес, что негативно сказывается на итоговом результате).

На сухом асфальте быстрее остальных замедлились покрышки Gislaved – им потребовалось 30.3 метра. Худшие цифры у Bridgestone – 33.5 метра. На мокром полотне впереди всех вновь разместились Gislaved, затратив на торможение 17.8 метра, в то время как в арьергарде плелись Nitto с результатом 21.7 метра.

Лидерство в асфальтовых дисциплинах захватили шины Gislaved Nord*Frost 200, которые превзошли европейские «шиповки» Pirelli, Nokian и Goodyear. Лучшими из восточной команды стали покрышки GT Radial IcePro 3, застолбившие за собой пятую строчку. Дальше расположились еще два представителя из стран Старого Света: шестое место досталось Continental, а седьмое – Nordman. Лидер снежно-ледовых испытаний – Hankook – в данном случае опустился аж на десятую позицию, а среди аутсайдеров затесались Bridgestone и Nitto.


Что касается «золотого медалиста» итогового рейтинга по совокупности всех испытаний – то им безоговорочно оказались «шиповки» Nokian Hakkapeliitta 9. Это – самые сбалансированные покрышки, которые подойдут практически для любых условий и не разочаруют водителей с различными стилями езды.

Второе и третье место поделили между собой Hankook Winter i*Pike RS 2 и Continental IceContact 2, заработавшие одинаковые оценки. Корейские шины продемонстрировали отличные результаты на снежно-ледовых покрытиях, но ощутимо сдали позиции на асфальте, отчего их можно порекомендовать больше тем, кто чаще передвигается именно по зимним, не очищенным дорогам. «Шиповки» Continental стали «серебряными призерами» в «белых» тестах, но в остальных упражнениях не отличились высокими показателями.

Чуть-чуть не дотянули до пьедестала почета покрышки Pirelli Ice Zero – они хорошо проявляют себя и на снегу, и на льду, и на асфальте, но точно разочаруют любителей высокого уровня комфорта.

Пятую строчку «оккупировали» шины Goodyear UltraGrip Ice Arctic – в целом они на асфальте выступили более успешно, нежели на снежно-ледовых покрытиях, однако отличились наилучшими вездеходными свойствами.

Покрышки Nordman 7 уверенно закрепились на шестой позиции – это очень хороший выбор практически для любых условий, которые на снегу способны порадовать даже любителей дрифта.

Седьмое место – у «шиповок» Gislaved Nord*Frost 200. Эти покрышки стали лидерами в асфальтовых упражнениях, правда, немного разочаровав экономичностью и комфортностью, а на «белых» дорогах продемонстрировали средние результаты.

Ну а дальше – сплошь представители «восточной школы».

Восьмая строчка рейтинга – у Bridgestone Blizzak Spike-02, которые неплохо подходят для снега со льдом (хотя требуют определенной осторожности), но на асфальте обладают лишь посредственными характеристиками.

За ними располагаются покрышки Toyo Observe Ice-Freezer, которые отличились стабильностью результатов (пусть и невысоких) на разных покрытиях, а также приличным уровнем комфорта.

Десятая позиция осталась за Nitto Therma Spike – они заняли идентичное место в снежно-ледовых дисциплинах, а в асфальтовых и вовсе разместились на последней строчке.

«Шиповки» GT Radial оказались одиннадцатыми в итоговом рейтинге: они позволяют уверенно ощущать себя на асфальтовых дорогах, обеспечивая высокий уровень комфорта, а вот по снегу и льду допускают передвижение лишь с большой осторожностью (и лучше – при содействии современных электронных систем).

Ну а явными аутсайдерами (вполне ожидаемо) стали Firestone Ice Cruiser 7 – это шины показали слабые результаты практически во всех дисциплинах, отчего использовать их рекомендуется только на автомобилях с ABS и системой стабилизации. При движении по снегу они требуют особой осторожности, а вот для асфальта приспособлены более-менее неплохо.

Вообще, хорошие шипованные покрышки не могут стоить дешево, и если брать во внимание именно ценник той или иной «обувки», то здесь наиболее выгодной покупкой являются шины GT Radial IcePro 3. Немногим уступают им Nitto Therma Spike и Toyo Observe Ice-Freezer.

«Середнячки» по данному параметру – Nordman 7 и Gislaved Nord*Frost 200, ну а «худшими» в рейтинге «цены-качества» считаются Bridgestone Blizzak Spike-02, Continental IceContact 2 и Nokian Hakkapeliitta 9 (но здесь стоит отметить, что хорошее задешево не бывает).