«Народный автомобиль» VW Typ 1

Автомобиль-рекордсмен, автомобиль-легенда, символ целой эпохи – официальной датой «рождения» культового «Жука» считается 1946 год, когда после окончания Второй Мировой Войны стартовало его серийное производство. Однако разработка модели, порученная известному немецкому инженеру Фердинанду Порше лично Адольфом Гитлером, началась ещё задолго до этого момента – в 1934 году. По указанию фюрера нацисткой Германии требовалось создать дешевый и надежный «народный автомобиль», который могла бы позволить себе практически каждая немецкая семья.

прототип 1936 года

Первые три прототипа машины под обозначением «Тип 32» были спроектированы под руководством Порше к 1935 году, а по своей конструкции они уже напоминали товарную модель – заднемоторная компоновка, торсионно-рычажное шасси и четырехцилиндровый двигатель. Через два года на заводе Daimler-Benz осуществили сборку опытной партии из 30 автомобилей, которые использовались для дорожных испытаний.

Окончательный вариант первого воплощения «Жука» (такое прозвище автомобиль получил в народе из-за формы своего кузова, официально же он носил название «Typ 1») представили в 1938 году – это была модель с открытым или закрытым кузовом с четырехместной конфигурацией внутреннего убранства.

Typ 1 1938

Она имела следующие габаритные размеры по внешнему периметру: 4060 мм в длину, из которых 2400 мм приходилось на базу колес, 1550 мм в ширину и 1500 мм в высоту.

Машина обладала несущим сплошным плоским днищем, бензиновым четырехцилиндровым «оппозитником» с воздушным охлаждением объемом 985 «кубиков» и мощностью 24 лошадиных силы, базированным за задней осью, 4-скоростной механической трансмиссией, торсионной подвеской «по кругу» и барабанными тормозами всех колес.

конструкция VW Typ 1 1938 года

Но планы автомобилестроителей спутала начавшаяся Вторая Мировая Война, отчего массовое производство Volkswagen Typ 1 стартовало не в 1940-м, как планировалось изначально, а только в 1946 году.

Впоследствии «Жук» периодически модернизировался, хотя его базовая конструкция оставалась неизменной на протяжении всего жизненного цикла. В разные годы оригинальный автомобиль комплектовался оппозитными «четверками» с карбюраторным питанием объемом 1.2, 1.3, 1.5 и 1.6 литра, производящими от 34 до 50 лошадиных сил, а последние экземпляры и вовсе, оснащались инжекторным мотором на 1.6 литра с отдачей 50 «кобыл» и 98 Нм крутящего момента. Помимо механической коробки передач для некоторых стран на «немца» устанавливали 3- или 4-ступенчатую полуавтоматическую трансмиссию.

Пик славы Volkswagen Beetle первого поколения пришелся на 1960-е года, когда его экспорт осуществлялся более чем в 80 мировых стран, в том числе и США, а его производство, помимо Германии, было организовано в Бразилии, Югославии, Мексике, ЮАР, Бельгии и Нигерии.

В 1971 году немцы вывели на рынок обновленную модификацию автомобиля, отличающуюся от стандартной версии передней подвеской МакФерсон и вытянутым «носом», которая именовалась как VW 1302 и VW 1303, а в простонародье носила название Super Beetle.

конструкция Volkswagen Super Beetle 1972 года

Правда, его выпуск продолжался лишь на протяжении пяти лет, после чего в палитре остались базовый седан и кабриолет с матерчатым верхом.

VW Typ 1 1972

Но не все так радужно складывалось в карьере «Жука», как может показаться на первый взгляд, ведь к 70-м годам он морально устарел и имел немало отрицательных качеств, в частности избыточную поворачиваемость, высокую чувствительность к боковому ветру, малоэффективное отопление салона и подверженность коррозии трубчатых порогов. В результате автомобиль перестал пользоваться былым спросом, даже поставив компанию Volkswagen на грань банкротства, но положение спасли новые переднеприводные малолитражки, поэтому его производство было продолжено.

интерьер VW Typ 1 1972

Конвейер Volkswagen Typ 1 покинул 30 июля 2003 года – именно тогда в Мексике был выпущен последний экземпляр легендарного автомобиля, который суммарно разошелся по миру в количестве 21 529 464 штуки (из них порядка 330 тысяч в кузове кабриолет).

А вот европейцы и североамериканцы распрощались с классической моделью значительно раньше – в 1985 и 1977 годах соответственно.

Несмотря на то, что классический «Жук» не смог удержать звание самой массовой машины на планете, а с выходом правопреемников кардинальным образом сменил философию, он оставил ярчайший след в истории автомобилестроения.

Обсудить