Универсал ВАЗ-2102

«Жигули» ВАЗ 2102 (1971-1986): технические характеристики и цены. Обзор «классического универсала» с фотографиями.

Заднеприводный универсал малого класса ВАЗ-2102, построенный на базе грузопассажирской модели Fiat 124 Familiare, был представлен широкой общественности в 1971 году – именно тогда началось его серийное производство на мощностях Волжского автозавода.

В дальнейшем автомобиль неоднократно модернизировался, причем доработки затрагивали преимущественно техническую составляющую, а свою конвейерную «карьеру» продолжал до 1986 года (разойдясь в количестве порядка 670 тысяч экземпляров) – именно тогда он окончательно был вытеснен более современным «сарайчиком» ВАЗ-2104.

ВАЗ-2102

По своим габаритам «двойка» выступает в B-классе (по европейским стандартам): ее длина простирается на 4059 мм, ширина не превышает 1611 мм, высота укладывается в 1458 мм. На расстояние между колесными парами у пятидверки приходится 2424-миллиметровый промежуток, а под днищем у нее имеется 170-миллиметровый клиренс.

В снаряженном виде автомобиль весит от 1010 до 1020 кг (в зависимости от модификации), а его полная масса варьируется от 1420 до 1440 кг (с двумя седоками на борту грузоподъемность универсала составляет 250 кг, а с пятью – 60 кг).

интерьер салона

Для ВАЗ-2102 предусматриваются три атмосферные бензиновые «четверки» с рядной компоновкой, карбюраторным впрыском горючего, 8-клапанным ГРМ и верхним распредвалом:

  • Первый вариант – 1.2-литровый мотор, производящий 64 лошадиные силы при 5600 об/минуту и 87 Нм крутящего момента при 3400 об/минуту.
  • Второй – двигатель рабочим объемом 1.3 литра, «вооруженность» которого насчитывает 69 л.с. при 5600 об/минуту и 96 Нм пиковой тяги при 3400 об/минуту.
  • Третий – агрегат на 1.5 литра, вырабатывающий 75 л.с. при 5600 об/минуту и 104 Нм вращающего потенциала при 3400 об/минуту.

Стандартно силовые установки работают совместно с механической коробкой на четыре передачи и заднеприводной трансмиссией.

С нуля до первой «сотни» пятидверка ускоряется спустя 19-25 секунд, максимально разгоняется до 135-147 км/ч, а в комбинированных условиях «выпивает» от 9.4 до 9.6 литров горючего (в зависимости от модификации).

ВАЗ-2102 базируется на заднеприводной платформе (доставшейся отечественному универсалу от модели Fiat 124, но с существенными доработками), которая подразумевает продольное расположение мотора во фронтальной части.

На передней оси автомобиля применена независимая подвеска с двумя поперечными рычагами (с каждой стороны), телескопическими амортизаторами, стабилизатором поперечной устойчивости и цилиндрическими пружинами, а на задней – зависимая архитектура с жесткой балкой и четырьмя продольными и одной поперечной штангами.

Спереди «сарайчик» укомплектован дисковыми тормозными устройствами, а сзади – более простыми «барабанами». Пятидверка обладает рулевой системой с глобоидальным «червяком» и двухгребневым роликом.


На российском рынке б/у автомобилей в 2018 году универсал ВАЗ-2102 продается по цене от ~15 тысяч рублей, однако некоторые из экземпляров стоят свыше 500 тысяч рублей.

Положительными качествами «двойки» являются: надежная и простая конструкция, хорошие грузопассажирские возможности, тяговитые двигатели, высокая ремонтопригодность, большой дорожный просвет, низкая стоимость содержания и т.д.

Имеются в его активе и отрицательные стороны: устаревшая по всем направлениям техника, высокий расход топлива, слабая динамика, низкий уровень безопасности и прочее.

Отзывы