Приборная панель автомобиля
Современный автомобиль все больше становится похож на летательный аппарат – по дизайну, по характеристикам… и по интерьеру. Нельзя сказать определенно – сможем ли мы когда-нибудь ездить “по приборам” (как к этому упорно ни стремятся, к примеру, инженеры Mercedes), но мы точно всегда будем сверяться с их показаниями.
У первых автомобилей не было никаких приборов: едет – и то хорошо!
Но уже в 1898 г. на автомобиле Benz Ideal появился одометр (счетчик пройденного пути). А к началу ХХ в. стали ставить и измерители скорости – спидометры. Справедливости ради – оба прибора вовсе не являются сугубо автомобильным изобретением: спидометр пришел с железнодорожного транспорта, а одометр – с конного (больших карет и дилижансов).
Но появление приборов и понятия “приборная панель” не совпадают по времени – первые приборы просто ставили в поле зрения водителя и о дизайне не задумывались. Как самостоятельный элемент интерьера приборная панель выделяется к началу 30-х гг. прошлого столетия, когда автостроители начинают отдельно заниматься эргономикой и эстетикой водительского места.
В 30-е годы появился бардачок (он же – “перчаточный ящик”). Он сразу вошел в обиход и по сей день является неотъемлемым атрибутом практически каждого автомобиля. Правда, поначалу бардачок располагался не у пассажира, как сегодня, а рядом с водителем, где действительно хранились перчатки, без которых тогда было не обойтись – руль и рычаг КПП были весьма тугими и быстро натирали мозоли.
К 70-м годам сильно увеличилась оснащенность автомобиля, отчего еще сильнее выросло количество настроек и регулировок. Вопрос “встал ребром”: где размещать все эти лампочки, ручечки, кнопочки и решеточки? Так у торпедо начала расти центральная консоль, которая затем плавно доросла до рычага КПП и пространства между передними сиденьями, объединившись с ними в стилистически единый блок.
Конец 70-х – начало 80-х гг. открыли в автостроении эру пластика. Не говоря уже о салонах массовых моделей, сегодня без пластика в интерьере не обходится даже премиум-класс.
Тут дизайнеры и конструкторы стали упражняются кто во что горазд, делая ставку кто на практику, кто на футуризм, кто на классику, а кто – на все сразу. Нетленными стали классические круглые шкалы со стрелками, а “последним писком” – конечно же, монитор, способный один заменить все приборы.
Основные виды износа торпедо и консоли: выгорание, загрязнение и растрескивание пластика, его деформация, вызывающая скрипучесть. Выход из строя приборов и сигнальных ламп происходит нечасто, но все же случается. Демонтаж и обратная установка торпедо и консоли – одни из самых дорогих работ. Цена их от $600 и выше.
Кому не нравятся штатные торпедо и консоль – добро пожаловать на тюнинг! Их можно обтянуть кожей или алькантарой любого цвета, сделать вставки из дерева благородных пород, металлов (алюминий, нержавеющая сталь, серебро и золото), украсить кристаллами Сваровски. Короче – любой каприз за ваши деньги!