KIA Spectra

одна из первых «нашемарок»

КИА Спектра – переднеприводный бюджетный седан «гольф»-класса (он же «C-сегмент» по европейским меркам), отличающийся неплохим балансом технических и потребительских качеств за сравнительно небольшие деньги…

Это тот самый автомобиль, который выбирают не на эмоциональном уровне, а исключительно с утилитарной точки зрения – то есть не сердцем, а умом. Можно сказать, что его целевой аудиторией являются практичные люди, как правило, прежде ездившие на отечественном авто, но желающие получить недорогую и надежную иномарку с вместительным салоном и нормальным ходовым потенциалом, которая, к тому же, не привлекает внимание угонщиков и «медленно стареет». Если выражаться более простым языком – покупатели «Спектры» хотят максимум пользы, потратив умеренное количество денежных знаков…

Вообще, машина, которую знают именно россияне под именем KIA Spectra, – это второе поколение модели Sephia, разработанное в кооперации с японской компанией Mazda и не имеющее ничего общего с «железными конями» Hyundai. Поэтому, дабы понять, что собой представлял автомобиль, нужно немного углубиться в его историю…

КИА Спектра
История

У себя на родине «вторая» Sephia дебютировала в 1997 году, причем сразу в двух кузовных исполнениях: седан и пятидверный лифтбек. Под данным наименованием машина выпускалась до 2000-го, когда и сменила название на Spectra (причем в США к такому «единому знаменателю» корейцы пришли только в 2002 году, а до этого момента предлагали четырех- и пятидверный варианты под разными именами).

KIA Sephia II

Свою серийную «карьеру» она продолжала до 2004-го, когда и была заменена новой моделью – Forte/Cerato (в зависимости от рынка сбыта)…

А что же в России? Для нас как раз-таки только в 2004 году добралась не самая последняя реинкарнация модели (что было вполне себе традиционно по тем временам) – именно тогда на заводе «ИжАвто» началась крупноузловая сборка седана C-класса (он же Sephia/Spectra второго воплощения), которая «переросла» в полномасштабное производство лишь в августе 2005-го.

В неизменном виде автомобиль держался на конвейере ижевского предприятия до лета 2009 года, после чего его выпуск был приостановлен… Однако в июле 2011-го производство четырехдверки возобновили на несколько месяцев в рамках выполнения обязательств «ИжАвто» перед KIA Motors, и за это время «свет увидело» еще 1700 экземпляров «Спектры»… Всего же российский завод «наклепал» почти 105 тысяч таких седанов…

Как уже было отмечено, Spectra не имеет ничего общего ни с одной из моделей Hyundai (поскольку KIA перешла «под крыло» Hyundai только в 1998 году) – в основе трехобъемника лежит переднеприводная платформа с поперечным расположением мотора, доставшаяся ему с определенными доработками от Mazda Familia седьмого поколения.

Безопасность

Примечательно, что «Спектра» успешно справилась с краш-тестом на соответствие стандартам Европейской экономической комиссии ООН, который был проведен в мае 2006 года в Димитрове, – автомобиль в стандартной комплектации (с двумя подушками безопасности и преднатяжителями ремней) без проблем выдержал фронтальный удар о деформируемое препятствие с 40-процентым перекрытием с водительской стороны. Более того, во время самого столкновения все двери остались зарытыми, а после него – беспрепятственно открылись (то есть кузов деформировался не дальше моторного отсека, не затронув жизненное пространства).

Ни для кого не секрет, что в свое время KIA Spectra пользовалась приличной популярностью у российских покупателей (и, в принципе, даже после прекращения производства остается востребованной, но уже на вторичном рынке), причем ее «секрет» весьма прост – корейцы предложили автолюбителям возможность пересесть с отечественного автопрома на иномарку (да еще и «сделанную в России») за сравнительно небольшие деньги. Более того, для многих просто был важен сам факт владения именно автомобилем зарубежного бренда.

Однако, несмотря на относительную доступность и массу положительных потребительских качеств, «Спектре» никогда не было легко в нашей стране, поскольку ей не только приходилось выдерживать натиск отечественных легковушек, да еще и ожесточенно противостоять огромному количеству бюджетных иномарок, таких как: Hyundai Accent, Daewoo Nexia, Chevrolet Viva и Lanos, Renault Logan, ZAZ Sens, Nissan Almera Classic и даже Ford Focus… и это еще не считая всевозможных «китайцев».

Экстерьер

Снаружи KIA Spectra – типичный «кореец» 90-х годов: выглядит автомобиль старомодно, но вполне себе симпатично и органично: безусловно, какого-либо восторга внешность седана не вызывает, как, к слову, и отторжения (причем даже по современным меркам).

При этом различия между начальной версией и более дорогими вариантами исполнения сводятся к деталям: например, базовая машина имеет 14-дюймовые стальные колеса (но после 2007 года – уже легкосплавные), а у комплектации подороже – еще есть противотуманные фары и декоративные колпаки (у «топовой» же модификации всегда были легкосплавные колеса).

Вообще, по оцинкованному кузову у трехобъемника критичных недостатков как таковых нет – если не было серьезных ДТП и последствий некачественного ремонта, то даже с годами автомобиль будет иметь вполне себе товарный вид без видимых следов коррозии.

Правда, полностью неприятных моментов «Спектре» избежать не удалось:

  • Во-первых, кузовной металл все-таки у этого автомобиля достаточно тонкий, отчего может прогибаться даже при несущественном контакте с какими-либо предметами, да и лакокрасочное покрытие в зонах риска (например, капот, передняя часть крыши и т.п.) лучше всего «усиливать» защитной пленкой.
  • Во-вторых, не самая продуманная аэродинамика – в плохую погоду грязь сильно закидывает передние боковые окна (с водительской стороны – в том числе от работающего «дворника»), попутно захватывая наружные зеркала.
  • В-третьих, посредственный головной свет. Этот недочет кто-то решает установкой более мощных лампочек, а другие – переоборудованием светотехники с внедрением линз.

Размеры

По своим габаритным размерам KIA Spectra «выступает» в сегменте компактных автомобилей (он же «C-класс» по европейским меркам): его длина составляет 4510 мм, ширина 1720 мм, высота – 1415 мм. Колесная база занимает у четырехдверки 2560 мм, а ширина передней и задней колеи насчитывает 1470 мм и 1455 мм соответственно.

габаритные размеры KIA Spectra

Что касается дорожного просвета, то его величина зависит от модификации: на версиях с «механикой» – 156 мм, а с «автоматом» – 154 мм.

Масса

На массу седана в снаряженном и полном состояниях напрямую влияют такие параметры, как двигатель и тип коробки передач:

1.6 л
(МКП5/АКП4)
1.8 л
(МКП5/АКП4)
2.0 л
(МКП5/АКП4)
Снаряженная масса, кг ≈1170/≈1200 ≈1170/≈1225 ≈1225/≈1275
Полная масса, кг ≈1600/≈1630

Интерьер

Интерьер KIA Spectra выглядит крайне аскетично – здесь начисто отсутствуют какие-то изыски и не за что зацепиться взгляду.

Вне зависимости от комплектации, в непосредственном распоряжении водителя находятся четырехспицевый руль с «плоским» ободом и лаконичный «щиток» приборов с аналоговыми шкалами, который предоставляет лишь необходимый минимум информации и отличается двойной (на американский лад) разметкой: наружный радиус – в км/ч, внутренний – в милях.

Передняя панель, слегка развернутая в сторону «пилота», обладает архаичным и скучным оформлением – асимметричные вентиляционные дефлекторы, простенькие цифровые часики, соседствующие с несколькими прямоугольными кнопками второстепенных функций (их количество зависит от комплектации, так как в «базе» нет противотуманок), пластиковая заглушка вместо магнитолы да три непримечательные «крутилки» климатической системы.

Но, несмотря на такую примитивность, эргономика здесь находится действительно на интуитивно понятном уровне – то есть практически все органы управления располагаются там, где того и ожидаешь.

Более того, KIA Spectra приятно удивляет строго выверенными зазорами между элементами интерьера и достаточно приятными (особенно с поправкой на «бюджетную направленность») материалами отделки: конечно, хватает тут и «дубовых» пластиков, однако передняя панель и дверные карты радуют податливыми структурами, а сиденья – велюровой обивкой.

К сожалению, как и всем автомобилям данного класса, «Спектре» присущ целый ряд неприятных моментов:

  • практически полное отсутствие штатной шумоизоляции как таковой – посторонние звуки проникают в салон повсеместно, но в особенности на высоких скоростях;
  • в бардачке нет никакой подсветки (при этом такой изъян характерен только для седанов российской сборки);
  • «джойстик», активирующий электропривод зеркал (на более дорогих версиях), базируется по левую сторону от водителя – на том самом месте, где у большинства машин располагается управление внешним светом, что не совсем логично и удобно;
  • при неплохих материалах отделки и качестве сборки, в области передней панели у четырехдверки периодически могут появляться посторонние шумы (особенно при движении по плохим дорогам).

Ну а, пожалуй, одной из наиболее частых поломок внутри трехобъемника является течь радиатора отопителя, причем случиться такой казус может в любой, самый неблагоприятный момент. Идентифицировать недуг позволяют: мокрый пол под пассажирским ковриком; резкий запах антифриза и стекла, покрывающиеся изнутри жирным налетом. Причем чтобы поменять этот самый радиатор, нужно разобрать практически «пол салона», а постоянное откладывание ремонта способно привести к выходу из строя блока управления двигателем, так как он находится как раз-таки ниже «по течению».

Один из козырей KIA Spectra – внутренний простор, поскольку в салоне трехобъемника смогут без особых нареканий усесться пять взрослых человек (но обо всем по порядку)…

Передним седокам полагаются кресла с широкими интервалами регулировок, удобным наполнителем и ярко выраженной боковой поддержкой, которая на поверку оказывается «бутафорской» – валики у нее излишне мягкие и не фиксируют тело в поворотах. Из дополнительных благ здесь – только пара подстаканников.

Стоит отметить, что многие владельцы «Спектр» сетуют на неудобную посадку за рулем: передняя часть подушки намного выше задней, что еще больше усугубляется отсутствием регулировки по высоте – в итоге сидишь в них слишком глубоко, чуть ли не подпирая коленями подбородок.

При этом все решают данную проблему по-разному:

  • кто-то приподнимает каркас подушки относительно салазок, подложив пакет из шайб и заменив штатные болты на более длинные;
  • другие приподнимают заднюю часть сиденья целиком, изготавливая футорку из шестигранного прутка;
  • третьи подкладывают что-нибудь между пружинным каркасом и полиуретановым наполнителем;
  • а кто-то просто обходится подушечкой под «пятой точкой».

Обитатели второго ряда если и могут на что-то пожаловаться, так это на отсутствие любых удобств – здесь нет ни вентиляционных дефлекторов, ни подлокотника, ни подстаканников. При этом задним пассажирам полагаются комфортабельный диван с мягкой набивкой и приличный запас свободного пространства, не ограниченный тоннелями или массивными боксами: даже трое взрослых не будут ощущать себя стесненными ни в одном из направлений (например, за полностью отодвинутыми назад передними сиденьями поместится человек среднего роста).

задний диван

Багажник – далеко не самая сильная сторона KIA Spectra: в нормальном состоянии его объем составляет 440 литров, однако возможности отсека в определенной мере ограничивают зауженный раскосыми фонарями проем, высокий порог, выступающие вовнутрь колесные арки и ничем не прикрытые петли крышки.

багажное отделение

«Галерка» складывается двумя частями в соотношении «60:40», благодаря чему суммарный запас пространства возрастает до 1125 литров, однако в таком случае не получается совершенно ровной площадки, а жесткая переборка между багажником и салоном ощутимо сужает проем. Зато в нише под фальшполом – полноразмерная запаска и необходимый инструмент.

Технические характеристики

На российском рынке KIA Spectra предусматривается с тремя бензиновыми моторами – это атмосферные «четверки» с рядной компоновкой, системой распределенного впрыска, двумя распредвалами и 16-клапанной архитектурой ГРМ:

  • Основной вариант – 1.6-литровый (1591 см3) агрегат, генерирующий 101 лошадиную силу при 5500 об/минуту и 145 Нм крутящего момента при 4500 об/минуту.
  • Второй – двигатель объемом 1.8 литра (1793 см3), который вырабатывает 126 л.с. при 6000 об/минуту и 162 Нм пикового потенциала при 4900 об/минуту.
  • Третий – «атмосферник» на 2.0 литра (1998 см3), производящий 140 л.с. при 6000 об/минуту и 181 Нм крутящего момента при 4000 об/минуту.

Все моторы сочетаются как с 5-ступенчатой «механикой», так и с 4-диапазонным «автоматом», которые направляют весь запас мощности на колеса передней оси.

Стоит отметить, что в Ижевске KIA Spectra производилась исключительно с 1.6-литровым двигателем, отчего практически повсеместно встречаются именно такие машины, в то время как версии с «четверками» на 1.8 и 2.0 литра – редкие гости на российских дорогах, поскольку они завозились в нашу страну из-за границы. Именно по этой причине информации о них крайне мало: можно лишь с уверенностью сказать, что это – достаточно ресурсные агрегаты, но при условии своевременного обслуживания.

Что касается 101-сильного мотора, то он довольно надежен и, как правило, каких-либо сюрпризов в эксплуатации не преподносит, а способен «проходить» порядка 250-300 тысяч км, но все же не лишен целого ряда не совсем приятных моментов:

  • Для «долгой и счастливой жизни» двигателя, каждые 15 тысяч км необходимо менять масло и фильтра, каждые 30 тысяч км – свечи зажигания, а каждые 45 тысяч км – ремень ГРМ, ролики и помпу. Если пренебрегать последним действием, то обрыв ремня или клин помпы неизбежно приводят к загибанию клапанов и, соответственно, к капитальному ремонту.
  • Практически все владельцы «Спектр» жалуются на тарахтение при холодном запуске, которое пропадает с прогревом мотора, в дальнейшем себя не проявляя. Как правило, решение данной проблемы заключается в использовании синтетического масла и постоянном контроле его уровня.
  • Частенько двигатель седана начинает гудеть неровно – то «гулять» оборотами, то «выздоравливать». Такие случаи обычно «всплывают» ближе к 90-100 тысяч км, а вина тому – плохая искра на одном из цилиндров, а точнее, катушка зажигания, поскольку здесь один «модуль» отвечает сразу за два цилиндра.
  • Еще одно слабое место KIA Spectra – высоковольтные провода, поэтому если силовой агрегат проявляет подергивания под нагрузкой, то эти самые провода лучше всего заменить, потому что в итоге может пострадать дорогой нейтрализатор.

Механические коробки передач южнокорейского седана серьезных хлопот своим хозяевам, как правило, не доставляют, но некоторые проблемы и с ними случаются. Бывает так, что не включается вторая скорость, а сама коробка – хрустит и сопротивляется, что свидетельствует о кончине синхронизатора. В таком случае не обойтись без ремонта, но он как минимум «не выльется» в копеечку. Даже при небольших пробегах могут подтекать сальники штока переключения передач или приводов, но в таком случае трансмиссия без вмешательства способна проходить еще 20-30 тысяч км (нужно только контролировать уровень масла). А вот сцепление у четырехдверки действительно надежное – его ресурс составляет порядка 120-130 тысяч км.

С «автоматом» – не все так радужно:

  • многие сталкиваются с тем, что разваливается муфта переднего хода, из-за чего автомобиль попросту не едет;
  • еще более массовый дефект – начинают выть планетарные ряды и изнашиваться фрикционы;
  • кроме того, часто у коробки встречаются сбои механики в гидроблоке, отчего она встает в аварийный режим, «зависая» на третьей передаче.

Все эти ситуации – предвестники действительно дорогостоящего ремонта.

Кроме того, у АКПП можно выделить еще несколько недугов, но менее серьезных:

  • Подавляющему числу владельцев KIA Spectra приходится иметь дело с ударами и заметной задержкой при переключении с первой передачи на вторую – такая неисправность устраняется без разборки самого узла, простой регулировкой штока.
  • Еще одним «везением» является отказ электромагнитных клапанов – заменить их можно, сняв лишь поддон.

Что касается показателей динамики и экономичности, то здесь «корейскому» седану похвалиться особо нечем:

1.6 литра
5МКПП 4АКПП
Динамика и скорость
Разгон с 0 до 100 км/ч, сек 11,6 16,0
Максимальная скорость, км/ч 186 175
Расход топлива, л/100 км
Городской цикл 10,2 11,2
Загородный цикл 5,9 6,2
Смешанный цикл 7,1 8,2
1.8 литра
5МКПП 4АКПП
Динамика и скорость
Разгон с 0 до 100 км/ч, сек 10,3 12,5
Максимальная скорость, км/ч 196 187
Расход топлива, л/100 км
Городской цикл 9,8 10,7
Загородный цикл 7,3 7,8
Смешанный цикл 8,6 9,3
2.0 литра
5МКПП 4АКПП
Динамика и скорость
Разгон с 0 до 100 км/ч, сек 9,8 11,0
Максимальная скорость, км/ч 205 196
Расход топлива, л/100 км
Городской цикл 9,4 9,8
Загородный цикл 6,9 7,1
Смешанный цикл 8,2 8,5

Здесь стоит отметить, что паспортных показателей KIA Spectra если и достигает, то только в идеальных условиях, но зачастую – и разгоняется медленнее, и топлива потребляет больше.

Вне зависимости от модификации, этот седан оснащается полностью независимыми подвесками с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости:

  • на передней оси установлена конструкция типа McPherson с витыми коническими пружинами;
  • в задней части – система с продольными и двумя поперечными рычагами и витыми цилиндрическими пружинами.

Подвеска у «Спектры» – мягкая и комфортная (причем для некоторых владельцев даже чрезмерно, отчего они быстро переходят на неоригинальные пружины и амортизаторы с более жесткими характеристиками.

Кроме того, «родное» шасси склонно к пробоям, особенно при преодолении «лежачих полицейских» на скорости.

А при прохождении поворотов машина порой начинает валиться.

Существенный недостаток подвески – скромный дорожный просвет, который при полной загрузке становится еще меньше, отчего парковаться у бордюров или штурмовать грунтовки следует с большой осторожностью.

А вот в плане надежности особых претензий к подвеске нет. Как правило, шаровые опоры, втулки стабилизатора и сайлент-блоки держатся порядка 150 тысяч км, а передние стойки стабилизатора – 40-50 тысяч км (но это – типичный расходник для различных автомобилей).

Амортизаторы стойко переносят все «тяготы и лишения», встречаемые на российских дорогах, хотя частенько начинают стучать – в большинстве случаев проблему можно решить простой подтяжкой гаек штоков.

Самым же слабым звеном ходовой части являются ступичные подшипники задних колес, которые представляют единое целое со ступицей. Они слабо противостоят нагрузкам, особенно когда установлены легкосплавные диски, отчего менять их придется чаще всего.

По умолчанию KIA Spectra полагаются передние дисковые (с вентиляцией) и задние барабанные тормоза, однако на версиях с ABS сзади применяются дисковые устройства (правда, не вентилируемые).

Автомобиль укомплектован рулевым механизмом типа «шестерня-рейка» с интегрированным гидравлическим усилителем, однако встречаются и модификации без такового (но, как правило, очень редко, поскольку у всех ижевских машин ГУР есть).

К работе тормозной системы трехобъемника претензий нет вообще – она обеспечивает прогнозируемое и адекватное замедление, причем даже в аварийных ситуациях. Обычно тормозные колодки на дисковых тормозах следует обновлять через 30-40 тысяч км, а самих «блинов» хватает на 90-120 тысяч км. В то время как барабанные колодки выдерживают 90-100 тысяч км (но здесь не стоит забывать о механизме распорной планки – его лучше периодически чистить и смазывать).

Что до рулевого управления, то если с ним и случаются какие-то казусы, то весьма нетипичные и носящие случайный характер. В целом же, наконечники тут служат действительно долго, а рейка течет крайне редко.

Комплектации и цены

На российском рынке KIA Spectra продавалась в четырех комплектациях на выбор – «Standart», «Comfort», «Comfort+» и «Luxe».

На вторичном рынке России этот седан можно приобрести по цене от ≈100 тысяч рублей*, однако наиболее «свежие» экземпляры автомобиля обойдутся в сумму от ≈250 тысяч рублей*. Подавляющая часть машин представлена с 1.6-литровым мотором, но примерно за такие же деньги можно найти и более мощные варианты – с двигателями на 1.8 и 2.0 литра (их – немного, и все они – зарубежной сборки).

*цены «ориентировочные», по данным на 2019 год.

В базовую комплектацию «Standard» входят:

  • две передние подушки безопасности;
  • четыре электростеклоподъемника;
  • 14-дюймовые легкосплавные колеса (после 2007 года);
  • гидроусилитель руля;
  • регулировка руля по высоте;
  • центральный замок;
  • полноразмерное запасное колесо;
  • аудиоподготовка с четырьмя динамиками и антенной.

Вариант исполнения «Luxe» оснащен куда интереснее, поскольку может «похвастать»:

  • кондиционером;
  • противотуманными фарами;
  • электроприводом и обогревом зеркал;
  • подогревом передних сидений;
  • ABS+EBD.

Вообще, KIA Spectra – практичный семейный автомобиль, который требует своевременного ухода, но «транжирой» точно не является. Конечно, многим при его покупке придется пожертвовать (например, как минимум динамикой), однако южнокорейский седан порадует другими качествами – вместительность, хороший уровень комфорта и надежность… ну и его обслуживание не влетит в копеечку.