Литые колёсные диски (легкосплавные)

На рынке колесных дисков набольший объем продаж приходится на литые (легкосплавные) диски, представленные десятками производителей и сотнями моделей, как по бюджетной, так и по весьма кусающейся цене. Но в чем заключается преимущество литья над классическими стальными штампованными дисками? Каковы их слабые стороны? И, наконец, как правильно выбирать и эксплуатировать литые диски? На эти вопросы мы и хотим дать ответы.

Начнем с основ – с технологии производства. Как следует из названия, литые колесные диски производятся посредством литья – в заготовленную форму вливается алюминиевый или магниевый сплав. При этом разные производители используют различные методы. Наиболее распространенным и дешевым считается способ гравитационного литья, при котором расплавленный сплав заливается в форму без какого-либо дополнительного воздействия. Немного дороже обходится метод литья под давлением, в рамках которого заполнение формы происходит под давлением, что позволяет добиться более плотной структуры материала, обеспечивая тем самым улучшенные механические свойства диска. После затвердевания заготовки будущего литого диска, она подвергается термической обработке (закалке), затем диск обрабатывается механически и только после этого наносятся защитные и лакокрасочные покрытия.

Как сказано выше, основными материалами для производства легкосплавных дисков являются алюминиевый и магниевый сплавы (отсюда и «легкосплавные»). Стоит отметить, что диски из сплавов с преобладанием магния заметно легче, но при этом они менее стойки к воздействию внешней среды, т.е. подвержены коррозии больше, чем диски из алюминиевых сплавов.

литые диски легкосплавные

Теперь поговорим о плюсах литых легкосплавных дисков:

  • Самое главное преимущество – легкий вес. В сравнении со стальными штампованными дисками, «литье» легче на 15 – 40 %, что помогает снизить нагрузку на неподрессоренные части подвески автомобиля. Кроме того, снижение массы положительно влияет на расход топлива, динамику разгона и управляемость, так что для любителей быстрой езды литые диски – это лучший выбор.
  • Еще один немаловажный плюс – более эффективное охлаждение тормозной системы. Литые диски не только хорошо продуваются встречными потоками воздуха, но и обладают лучшей теплопроводностью.
  • Третье преимущество литья над штампованными дисками заключается в большей точности при изготовлении, что позволяет производить балансировку колеса гораздо проще и точнее.
  • И, наконец, для многих самое главное преимущество – почти бесконечное количество вариантов дизайна, дающее возможность придать своему автомобилю оригинальный внешний вид.

Впрочем, не лишены литые диски и минусов:

  • В частности, тот же самый дизайн порой играет и отрицательную роль. Дело в том, что на большинстве моделей спицы имеют внутренние полости с тыльной стороны, которые забиваются грязью и не прочищаются во время мытья автомобиля. Заполнение этих полостей приводит к дисбалансу масс различных частей колеса, что в свою очередь чревато появлением биения в руле и снижением управляемости.
  • Кроме того, литые легкосплавные диски довольно хрупкие и не выдерживают сильных ударов, в результате которых трескаются или вовсе разрушаются.
  • Хрупкость литья и обилие вариантов дизайна в сумме дают третий минус – сложность подбора в случае утраты одного диска. Многие стремятся выделиться на дороге за счет оригинального литья, но при повреждении всего одного колеса процесс поиска замены может затянуться на долгое время, порой банально вынуждая приобретать новый комплект дисков, что довольно затратно.

Отправляясь в магазин за новым комплектом литых дисков, нужно помнить несколько простых вещей:

  • Во-первых, на российском рынке присутствует довольно большой объем «китайских» подделок, так что совершать покупку желательно в проверенном, крупном и специализированном магазине, о котором имеются положительные отзывы хотя бы друзей или соседей по гаражу.
  • Во-вторых, не будет лишним взять с собой в помощь специалиста, хорошо знакомого с литыми дисками, который поможет сориентироваться среди сотен вариантов.
  • В-третьих, обращайте внимание на сплав, из которого изготовлены диски: магниевые сплавы обеспечивают меньший вес, а алюминиевые лучшую стойкость к коррозии.
  • Ну и, в-четвертых, выбирая диски по оригинальному дизайну, не забывайте, что в случае поломки, купить только один диск для замены будет весьма проблематично.

Завершая статью, скажем несколько слов и об эксплуатации легкосплавных литых дисков. Нежелательно использовать литье в зимнее время года, так как антигололедные реагенты легко разрушают защитное покрытие дисков. Кроме того, зимой гораздо чаще случаются боковые удары (скрытый снегом бордюр, ледяная кромка колеи и т.д.), способные привести к повреждению дисков. Также весьма бережно стоит относиться и к чистке легкосплавных дисков. Специалисты советуют не злоупотреблять бесконтактной мойкой, рекомендуют мыть литье только в холодном состоянии, а не сразу после поездки. Для мытья литых дисков необходимо использовать моющие средства без активных компонентов, например, мягкое мыло.