«Копейка»: ВАЗ-2101

Заднеприводный седан малого класса и, по совместительству «первенец» Волжского автозавода – ВАЗ-2101 – «появился на свет» 19 апреля 1970 года – именно тогда с конвейера тольяттинского предприятия сошли первые шесть экземпляров новоиспеченной модели…

Но ее история началась куда раньше – еще в 1966-м Министерство автомобильной промышленности СССР подписало генеральное соглашение с компанией Fiat, позаимствовав у них четырехдверку Fiat 124 для своей «копейки». Правда, перевоплотившись в ВАЗ-2101, итальянский «донор» подвергся значительным изменениям: ему доработали экстерьер и интерьер, отделили новые моторы, увеличили клиренс, усилили подвеску и кузов, а также внесли массу других «правок».

ВАЗ-2101 (Lada 1200)

В 1974 году дебютировала модель ВАЗ-21011, которая (по сравнению с базовым «собратом») получила подправленную внешность, более удобный салон и двигатель увеличенного (до 1.3 литра) объема.

«Жизненный» цикл трехобъемника продолжался до 1988-го, и за этот период он разошелся в количестве свыше 2.7 миллионов штук.

Снаружи ВАЗ-2101 обладает весьма симпатичным, лаконичным и сбалансированным, но устаревшим (по современным меркам) обликом, в котором отсутствуют какие-либо запоминающиеся дизайнерские ходы.

Дружелюбный передок с круглыми фарами-глазами, между которыми «прописалась» решетка радиатора, и хромированной «балкой» бампера, классический трехобъемный силуэт с высокой линией крыши, плоскими боками и длинным «отростком» багажника, незатейливая корма с узкими фонарями и аккуратным бампером – экстерьер автомобиля прост и непримечателен.

ВАЗ-21011 (Lada 1300)

По своим габаритам «копейка» относится к «B-сословию» (по европейской классификации): в длину она вытянута на 4043 мм, в ширину достигает 1611 мм, в высоту не превышает 1440 мм. База колес занимает у четырехдверки 2424 мм, а ее дорожный просвет насчитывает 170 мм.

В снаряженном виде машина весит как минимум 955 кг, а ее полная масса равняется 1355 кг.

интерьер салона

Интерьер ВАЗ-2101 оформлен в полном соответствии с внешним видом – смотрится он скромно по всем фронтам, но при этом отличается неплохо продуманной эргономикой. Крупный двухспицевый руль с тонюсеньким ободом, предельно простая комбинация приборов, предоставляющая лишь необходимый минимум информации, крайне сдержанная передняя панель с круглыми дефлекторами вентиляции, двумя «ползунками» отопительной системы, пепельницей и радиоприемником – по современным меркам убранство седана устарело целиком и полностью.

Формально салон «копейки» имеет пятиместную компоновку, однако на втором ряду смогут усесться лишь два человека, да и они не ощутят переизбыток свободного пространства. И спереди, и сзади автомобиль снабжен аморфными сиденьями без подголовников, которые обладают плоским профилем (даже без намека на боковую поддержку) и мягким наполнителем.

передние кресла и задний диван

Багажник у ВАЗ-2101 – аскетичный: у него замысловатая форма, и практически везде наблюдается неприкрытый металл. Объем грузового отделения у четырехдверки составляет 325 литров, но это с учетом полноразмерного запасного колеса, которое закреплено внутри по левому борту.

багажный отсек

Советский седан предлагается с двумя четырехцилиндровыми бензиновыми «атмосферниками» с вертикальной компоновкой, верхним распредвалом, карбюраторным впрыском горючего и 8-клапанным строением ГРМ:

  • ВАЗ-2101 (Lada-1200) оснащается мотором рабочим объемом 1.2 литра, который генерирует 64 лошадиные силы при 5600 об/минуту и 89 Нм вращающего потенциала при 3400 об/минуту.
  • ВАЗ-21011 (Lada-1300) приводится в движение 1.3-литровым двигателем, развивающим 69 л.с. при 5600 об/минуту и 96 Нм крутящего момента при 3400 об/минуту.

По умолчанию трехобъемник комплектуется 4-ступенчатой «ручной» коробкой передач и ведущими колесами задней оси.

С места до 100 км/ч автомобиль разгоняется по истечению 18-22 секунд, а его максимальные возможности «упираются» в 140-145 км/ч.

В комбинированном режиме движения четырехдверка потребляет от 8.2 до 9.2 литров горючего на каждую «сотню» в зависимости от модификации.

размещение основных узлов и агрегатов

В основе ВАЗ-2101 находится заднеприводная «тележка», позаимствованная у модели Fiat 124, которая подразумевает продольное расположение силовой установки в передней части и наличие несущего стального кузова.

Спереди седан снабжен независимой подвеской на сдвоенных поперечных рычагах с телескопическими амортизаторами, витыми пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости, а сзади – зависимой конструкцией с жесткой балкой, прикрепленной к остову одной поперечной и четырьмя продольными штангами. Автомобиль оборудован рулевым механизмом с двухгребневым роликом и глобоидальным «червяком», а также тормозной системой с дисковыми передними и барабанными задними устройствами.


На вторичном рынке России в 2018 году ВАЗ-2101 можно приобрести по цене от ~15 тысяч рублей, однако стоимость некоторых экземпляров (близких к оригинальному состоянию) может доходить и до миллиона рублей.

Среди достоинств седана владельцы обычно выделяют: простую и надежную конструкцию, высокую ремонтопригодность, доступное содержание, в меру тяговитые двигатели, большой дорожный просвет, хороший уровень сборки, неприхотливость к качеству топлива и многое другое.

Хватает у автомобиля и недостатков: устаревшая техническая «начинка», невысокие динамические и скоростные характеристики, низкий уровень безопасности и прочие моменты.

Отзывы