Внеземные «автомобили»

Обзор достижений мировой космической промышленности в плане создания транспортных средств для других планет.

Космическое пространство всегда привлекало внимание людей своей глубиной и загадочностью, но изучение его бескрайних простор было бы невозможно без специальной техники, к которой относятся не только ракеты и спутники, но и «инопланетные» транспортные средства, мало чем напоминающие «земные» автомобили, но по-сути являющимися их аналогами.

Первым в мире планетоходом, успешно функционирующим на поверхности другого небесного дела (в данном случае Луны), стал советский «Луноход-1», совершивший посадку на спутник Земли в ноябре 1970 года. Он представлял собой восьмиколёсный аппарат весом 900 кг, который дистанционно управлялся командой из пяти человек: командир, водитель, штурман, оператор антенны и бортинженер. «Луноход-1» проработал на Луне порядка 9 месяцев и за это время проехал по ее поверхности свыше 10 км, собрав большое количество полезной информации.

Луноход-1

Но если «Луноход-1» был просто самодвижущимся аппаратом, то в июле 1971 года произошел настоящий скачок в освоении Луны – именно тогда на её поверхность высадилась американская экспедиция «Аполлон-15», прихватившая с собой четырехколесную машину Lunar Roving Vehicle (он же «Лунный ровер»).

Lunar Roving Vehicle

Это был двухместный электромобиль, оснащенный четырьмя двигателями постоянного тока, позволявший астронавтам передвигаться на далекие расстояния по лунной поверхности. В результате экспедиций «Аполлон-15», «Аполлон-16» и «Аполлон-17» LRV в общей сложности преодолел 91 км, а максимально развивал 18 км/ч.

На этом «автомобилизация Луны» не остановилась, а в январе 1973 году ее посетил «Луноход-2» (он мало чем отличался от предшественника). Советский аппарат проработал на спутнике Земли четыре месяца и за это время проехал более 42 км, после чего связь с ним была утеряна.

Луноход-2

После «Аполлона-17» на Луну человек больше не высаживался, а лучшие умы мира уже были сосредоточены на реализации более важной задачи – покорение четвертой от Солнца планеты под названием Марс. Осваивать ее поверхность принялись также в 70-х годах прошлого века, а первым опять стал СССР – в ноябре 1971 года на красную планету «полетел» аппарат ПрОП-М («Прибор оценки проходимости – Марс»).

ПрОП-М

Среди прочих планетоходов он выделялся необычной системой передвижения – это была пара лыж по бокам, слегка приподнимающих «машину» над покрытием. Но «первый блин вышел комом», и аппарат разбился при приземлении.

В декабре 1971 года Советский Союз повторил попытку вывода на Марс самодвижущегося транспортного средства, но если посадка прошла успешно, то после 14.5 секунд работы марсоход вышел из строя из-за пылевой бури.

Успешная высадка планетохода на «красную планету» состоялась лишь в июле 1997 года – это был небольшой американский аппарат «Соджорнер» (Sojourner). Он представлял собой шестиколесное транспортное средство с одной легкой панелью солнечной батареи общей массой всего 10.6 кг, которое поддерживало связь с Землей посредством посадочной станции. На поверхности Марса «Соджорнер» проработал около 3 месяцев, преодолел за это время 100 метров и сделал порядка 550 фотографий.

Sojourner

«Автомобилизация Марса» продолжилась в 2004 году – в январе с разницей в три недели на планету были доставлены два марсохода-близнеца: «Спирит» (Spirit) и «Оппортьюнити» (Opportunity) – шестиколесные машины, питающиеся от солнечных батарей, массой 185 кг каждая. Их максимальная скорость составляет 180 м/ч, а на Марсе с учетом проскальзывания колес – 36 м/ч. Именно эти аппараты смогли пробурить на «красной планете» первые траншеи и скважины.

Spirit

Всего за свою миссию «Спирит» проехал 7.73 км вместо запланированных 0.6 км, благодаря чему произвел обширные анализы геологических пород Марса, но в мае 2009 года он застрял в песчаной ловушке, а в марте 2010 года потерял связь с Землей. А вот «Оппортьюнити» и по настоящее время ездит по поверхности «красной планеты», а его общий пробег уже превысил 42 км.

В начале августа 2012 года на Марс приземлился самый большой, умный и современный на данный момент марсоход под названием «Кьюриосити» (Curiosity), который способен сверлить, пилить, проводить массу анализов, выжигать лазером, делать цветные снимки и записывать видео.

Curiosity

Шестиколесный «автомобиль» длиной 3 метра и массой 899 кг умеет преодолевать препятствия высотой до 75 см и предельно развивать 144 м/ч по твердой поверхности (на пересеченной местности – 90 м/ч). Он продолжает функционировать по настоящее время, подготавливая «почву» для возможной высадки человека на «красную планету».

Фантазии человечества об «автомобилизации других планет» нашли отражения в киноиндустрии. Например, в британском научно-фантастическом фильме «Луна 2112» астронавт-контрактник Сэм Белл передвигается по лунной поверхности на грозном «вездеходе» с шестью огромными колесами, вместительной кабиной и всеми необходимыми системами жизнеобеспечения.

Lunar (Moon)

Причем управляется и ездит луноход как обычный земной автомобиль.

В научно-фантастическом драматическом фильме «Марсианин» американцы показали экспедицию команды астронавтов на Марс, где главный герой Марк Уотни использует для передвижения по «красной планете» футуристический шестиколесный марсоход Mars Ascent Vehicle (MAV) с одноместным модулем кабины, оснащенным всеми необходимыми системами жизнеобеспечения.

MAV

Кстати, подобный аппарат в ближайшем будущем может стать реальностью – в настоящий момент в NASA разрабатывают машину MMSEV, которая позволит человек ездить по четвертой от Солнца планете!

MMSEV