Внеземные «автомобили»
Обзор достижений мировой космической промышленности в плане создания транспортных средств для других планет.
Космическое пространство всегда привлекало внимание людей своей глубиной и загадочностью, но изучение его бескрайних простор было бы невозможно без специальной техники, к которой относятся не только ракеты и спутники, но и «инопланетные» транспортные средства, мало чем напоминающие «земные» автомобили, но по-сути являющимися их аналогами.
Первым в мире планетоходом, успешно функционирующим на поверхности другого небесного дела (в данном случае Луны), стал советский «Луноход-1», совершивший посадку на спутник Земли в ноябре 1970 года. Он представлял собой восьмиколёсный аппарат весом 900 кг, который дистанционно управлялся командой из пяти человек: командир, водитель, штурман, оператор антенны и бортинженер. «Луноход-1» проработал на Луне порядка 9 месяцев и за это время проехал по ее поверхности свыше 10 км, собрав большое количество полезной информации.
Но если «Луноход-1» был просто самодвижущимся аппаратом, то в июле 1971 года произошел настоящий скачок в освоении Луны – именно тогда на её поверхность высадилась американская экспедиция «Аполлон-15», прихватившая с собой четырехколесную машину Lunar Roving Vehicle (он же «Лунный ровер»).
Это был двухместный электромобиль, оснащенный четырьмя двигателями постоянного тока, позволявший астронавтам передвигаться на далекие расстояния по лунной поверхности. В результате экспедиций «Аполлон-15», «Аполлон-16» и «Аполлон-17» LRV в общей сложности преодолел 91 км, а максимально развивал 18 км/ч.
На этом «автомобилизация Луны» не остановилась, а в январе 1973 году ее посетил «Луноход-2» (он мало чем отличался от предшественника). Советский аппарат проработал на спутнике Земли четыре месяца и за это время проехал более 42 км, после чего связь с ним была утеряна.
После «Аполлона-17» на Луну человек больше не высаживался, а лучшие умы мира уже были сосредоточены на реализации более важной задачи – покорение четвертой от Солнца планеты под названием Марс. Осваивать ее поверхность принялись также в 70-х годах прошлого века, а первым опять стал СССР – в ноябре 1971 года на красную планету «полетел» аппарат ПрОП-М («Прибор оценки проходимости – Марс»).
Среди прочих планетоходов он выделялся необычной системой передвижения – это была пара лыж по бокам, слегка приподнимающих «машину» над покрытием. Но «первый блин вышел комом», и аппарат разбился при приземлении.
В декабре 1971 года Советский Союз повторил попытку вывода на Марс самодвижущегося транспортного средства, но если посадка прошла успешно, то после 14.5 секунд работы марсоход вышел из строя из-за пылевой бури.
Успешная высадка планетохода на «красную планету» состоялась лишь в июле 1997 года – это был небольшой американский аппарат «Соджорнер» (Sojourner). Он представлял собой шестиколесное транспортное средство с одной легкой панелью солнечной батареи общей массой всего 10.6 кг, которое поддерживало связь с Землей посредством посадочной станции. На поверхности Марса «Соджорнер» проработал около 3 месяцев, преодолел за это время 100 метров и сделал порядка 550 фотографий.
«Автомобилизация Марса» продолжилась в 2004 году – в январе с разницей в три недели на планету были доставлены два марсохода-близнеца: «Спирит» (Spirit) и «Оппортьюнити» (Opportunity) – шестиколесные машины, питающиеся от солнечных батарей, массой 185 кг каждая. Их максимальная скорость составляет 180 м/ч, а на Марсе с учетом проскальзывания колес – 36 м/ч. Именно эти аппараты смогли пробурить на «красной планете» первые траншеи и скважины.
Всего за свою миссию «Спирит» проехал 7.73 км вместо запланированных 0.6 км, благодаря чему произвел обширные анализы геологических пород Марса, но в мае 2009 года он застрял в песчаной ловушке, а в марте 2010 года потерял связь с Землей. А вот «Оппортьюнити» и по настоящее время ездит по поверхности «красной планеты», а его общий пробег уже превысил 42 км.
В начале августа 2012 года на Марс приземлился самый большой, умный и современный на данный момент марсоход под названием «Кьюриосити» (Curiosity), который способен сверлить, пилить, проводить массу анализов, выжигать лазером, делать цветные снимки и записывать видео.
Шестиколесный «автомобиль» длиной 3 метра и массой 899 кг умеет преодолевать препятствия высотой до 75 см и предельно развивать 144 м/ч по твердой поверхности (на пересеченной местности – 90 м/ч). Он продолжает функционировать по настоящее время, подготавливая «почву» для возможной высадки человека на «красную планету».
Фантазии человечества об «автомобилизации других планет» нашли отражения в киноиндустрии. Например, в британском научно-фантастическом фильме «Луна 2112» астронавт-контрактник Сэм Белл передвигается по лунной поверхности на грозном «вездеходе» с шестью огромными колесами, вместительной кабиной и всеми необходимыми системами жизнеобеспечения.
Причем управляется и ездит луноход как обычный земной автомобиль.
В научно-фантастическом драматическом фильме «Марсианин» американцы показали экспедицию команды астронавтов на Марс, где главный герой Марк Уотни использует для передвижения по «красной планете» футуристический шестиколесный марсоход Mars Ascent Vehicle (MAV) с одноместным модулем кабины, оснащенным всеми необходимыми системами жизнеобеспечения.
Кстати, подобный аппарат в ближайшем будущем может стать реальностью – в настоящий момент в NASA разрабатывают машину MMSEV, которая позволит человек ездить по четвертой от Солнца планете!