«Европротокол» при ДТП

Упрощенная схема оформления дорожно-транспортных происшествий уже давно практикуется в Европе, где водители самостоятельно и цивилизованно решают все спорные моменты на дорогах, не прибегая к вмешательству контролирующих органов. Да и в России так называемый «европротокол» начал действовать еще в 2009 году, однако на практике отечественными автовладельцами применялся достаточно редко.

В 2014 году вступил в силу ряд положений (постановление Правительства РФ от 01.10.2014 г. № 1002), которые определили порядок предоставления страховщику информации о ДТП, зафиксированном без полицейских. Эти нововведения несколько выправили ситуацию, но не существенным образом, а все из-за того что многие российские автомобилисты либо попросту даже и не слышали о существовании «европротокола», либо не решаются фиксировать дорожно-транспортное происшествие в отсутствии сотрудников ГИБДД.

Как такового слова «европротокол» в российском законодательстве не существует, а называют им процесс «оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции» (статья 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). Прибегать к его «услугам» можно лишь в строго ограниченном количестве случаев, и для этого должен выполняться ряд условий:

  • Пострадавшие отсутствуют как с одной, так и с другой стороны (это затрагивает водителей, пассажиров и пешеходов);
  • В аварию попало не более двух автомобилей;
  • Оба участника ДТП имеют на руках действующий полис ОСАГО, а также вписаны в него;
  • Между участниками происшествия нет разногласий касаемо обстоятельств аварии и повреждений машин;
  • Сумма причиненного ущерба не переваливает за 50 тысяч рублей (в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – за 400 тысяч рублей).

При невыполнении хотя бы одного из этих пунктов, участникам ДТП необходимо позвонить в полицию и действовать согласно указаниями сотрудника. После этого водители должны проследовать на наименее удаленный пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД, где и происходит окончательное оформление аварии.

Если же все вышеназванные требования одновременно осуществимы, а повреждения транспортных средств невелики, то при ДТП водители должны освободить проезжую часть, особенно если это создает помехи для движения других автомобилистов, но предварительно оформив сложившуюся ситуацию по «европротоколу».
Действовать при этом необходимо следующим образом: остановиться, выставить аварийный знак, оценить примерный размер ущерба, сделать необходимые фотографии и видеозаписи (общий план происшествия, номера ТС, разбитые элементы и т.д.) и заполнить бланк извещения, прилагаемый к полису ОСАГО (как правило, он передается страхователю при заключении договора).

Сразу после ДТП его участники должны выполнить фото- и видеосъемку, но не позже, чем через 60 минут. При этом в данном случае водителям следует запечатлеть:

  1. Государственные регистрационные знаки ТС обоих участников движения, а если таковых не имеется, то идентификационные указатели (VIN);
  2. Все имеющиеся у автомобилей повреждения;
  3. Расположение автомобилей, попавших в ДТП, относительно к объектам транспортной инфраструктуры, домам или магазинам, на которых должны быть отчетливо отображены наименование улицы или номер дома.

Следующий шаг при оформлении аварии по «европротоколу» – это заполнение бланка извещения о ДТП. Причем один такой документ заполняется одновременно обоими участниками аварии (как с лицевой, так и с оборотной стороны): один из них уделяет внимание колонке «A», а второй – колонке «B».
В первую очередь, водители производят заполнение лицевой части извещения, фиксируя на ней полную информацию о случившемся происшествии и его участниках, о страховщиках и очевидцах, о характере видимых повреждений (то есть, прописаны должны быть совершенно все имеющие клетки). После каждый из участников ДТП заверяет извещение двумя своими подписями, а в дальнейшем бланк разделяется на два экземпляра.

Оборотная сторона извещения о ДТП заполняется индивидуально каждым из водителей, причем, если на ней не хватает места, можно изложить информацию на чистом листе бумаге, заверив его подписями обоих участников аварии.

После фиксации дорожно-транспортного происшествия и заполнения бланка «европротокола», не будет лишним сделать копию своего экземпляра – она может потребоваться в том случае, если в дороге остановит инспектор ДПС и начнет задавать вопросы касаемо повреждений на автомобиле.

Когда все действия, необходимые для «оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции», соблюдены, потерпевший вправе обратиться в страховую компанию с целью получения выплаты для ремонта автомобиля. Сделать это необходимо в течение пяти рабочих дней с момента ДТП (пункт 2 статьи 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средства»), предоставив следующих перечень документов:

  1. Бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии;
  2. Заполненное в произвольной форме или по установленному страховщиком образцу заявление о прямом возмещении убытков;
  3. Электронный носитель, содержащий информацию с места ДТП (например, карта памяти с фото- или видеосъемкой).

При этом стоит отметить, что виновник аварии не имеет права ремонтировать свою машину в течение пятнадцати календарных дней с даты дорожно-транспортного происшествия без письменного урегулирования со страховой компанией. Если ремонт необходимо осуществить ранее законодательно установленного срока, то в этом случае ему следует предоставить ТС к осмотру страховщиком и получить разрешение.

При оформлении ДТП по «европротоколу» есть еще один нюанс – когда у одного из участников аварии имеется полис КАСКО, а страховая компания согласно своим правилам не выплачивает компенсацию без справок из ГИБДД, то в таком случае все-таки придется вызвать на место происшествия сотрудников автоинспекции.

Срок рассмотрения заявления страховщиком составляет двадцать календарных дней после его поступления (пункт 21 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 г.). Пострадавший в ДТП в указанное время должен получить либо выплату, либо направление на ремонт автомобиля, либо обоснованный в письменном виде отказ. Правда, если сумма ущерба «невинного» автомобиля в итоге превысила 50 тысяч рублей, то потерпевшая сторона вправе потребовать компенсацию с виновника аварии.

Несомненно, но в теории, идея «европротокола» демонстрирует свою очевидную эффективность: максимально искореняется возможность образования многокилометровых заторов, которых в российских мегаполисах всегда хватало, да еще и «разгружаются» сотрудники ГИБДД, занимаясь действительно серьезными авариями на дороге. А вот на практике такой вариант оформления ДТП среди российских автолюбителей по-прежнему остается не в почете – наше общество, бизнес и право до него еще окончательно «не дозрели».